Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №2»

Адрес299007, Город Севастополь, г. Севастополь, Ленинский район, Гоголя, 38

Контакты администрации
Loading...

ФГОС ОВЗ

 С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

       Стандарт    регулирует   отношения   в   сфере   образования   следующих   групп обучающихся с ограниченными   возможностями   здоровья:   глухих,   слабослышащих,   позднооглохших,   слепых, слабовидящих,  с  тяжелыми   нарушениями   речи,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

     Стандарт   разработан   на   основе   Конституции   и   законодательства   РФ с учетом  Конвенции  ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации..

  ФГОС ОВЗ   и   Приказ    представляет   собой   совокупность   обязательных    требований  при  реализации адаптированных   основных   общеобразовательных   программ   начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

       Стандарт   регулирует   отношения   в   сфере   образования   следующих   групп   обучающихся   с ограниченными    возможностями    здоровья:   глухих,   слабослышащих,   позднооглохших,   слепых, слабовидящих,  с  тяжелыми   нарушениями   речи,   с   нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой  психического  развития, с  расстройствами  аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

   Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка   и   Конвенции ООН    о   правах   инвалидов,   региональных,   национальных   и  этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

    Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспеченияравного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

    В целях обеспечения реализации права  на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Категории детей с ОВЗ:

-дети с нарушениями зрения

-дети с нарушениями слуха

-дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)

-дети с задержкой психического развития (ЗПР)

-дети с нарушением интеллекта (У/О)

-дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Установленный   статус   может   быть   изменен,  если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы:

  1. Право  на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,  психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По  окончании  9, 11  класса   право  на  выбор  традиционной  формы  сдачи государственной итоговой аттестации  (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  форме  основного  государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвегнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

План по вопросам организации инклюзивного образования

  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Информация для родителей!

Новые подходы к образованию.

           Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Категории детей с ограниченным здоровьем:

- с расстройством поведения и общения;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с речевыми дисфункциями;

- с изменениями опорно-двигательного аппарата;

- с отсталостью умственного развития;

- с задержкой психического развития;

- комплексные нарушения.

       Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения.

 Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят.

      При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.  

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

 Образование для всех.

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

Роль родителей.

       Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию.

    Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

    При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.